Откуда родом русский женьшень
Иван МЕШКОВ — исполнительный директор
ООО «ССХП „Женьшень“, Брянская область. Родился в 1953 году в селе Лазовка Хотимского района Могилёвской области. Окончил Горецкую сельхозакадемию.
Работал главным агрономом колхоза Унечского района Брянской области. С 1988 года начал выращивать женьшень на промышленной основе в агроцехе Унечской галантерейной фабрики, а с 1992 года — возглавил ООО «ССХП „Женьшень“.
Кандидат сельскохозяйственных наук. Заслуженный предприниматель России. Автор научных трудов и учебных пособий по теме „Лекарственные растения“.
Схватку с болезнью выиграл
Лет двадцать назад познакомился Иван Мешков с бывшим военным, который на службе получил смертельную дозу радиации. Жизнь висела на волоске. И тогда брат облученного и приговоренного человека отправился на Дальний Восток. За эликсиром жизни — настойкой женьшеня. Лечение было упорным, долгим. Но чудо свершилось. Парализованный, тяжело больной мужчина не только выжил, но и встал на ноги. Мешков поверил в то, чему сам стал свидетелем. Потрясенный таким эффектом, он дал себе обещание: женьшень будет расти в средней полосе России. После аварии на Чернобыльской АЭС он навидался в родной Белоруссии людей, у кого радиация разрушила здоровье. И ставшая второй родиной Брянщина пострадала не меньше от той страшной катастрофы. Тогда и решил Иван Мешков выращивать женьшень в промышленных масштабах, чтобы не рыскать по амурской тайге в поисках заветного корешка и ждать приготовления волшебного эликсира. Болезнь тороплива. В те годы смерть выкашивала и детей и взрослых, получивших дозу радиации. Ученые уже доказали, что женьшень — мощный радиоиммунопротектор. Он способен вывести из организма человека полностью накопленные радионуклиды. К тому же, радиационных зон в нынешнем мире больше, чем мы думаем.
Капризное чудо
Начиналось все в небольшом агроцехе галантерейной фабрики Унечского района. Заложили в 1992 году первые плантации. Интерес к загадочному растению почти не оставлял Ивану Ивановичу свободного времени. Приходилось читать специальную литературу, чтобы избежать агротехнических ошибок. Но, надо сказать, такую литературу по женьшеню найти было трудно. Дикий способ добычи оставался в приоритете. Мешков наблюдал за ростками, вел записи. Постепенно наращивали объёмы.
Растения, посаженные на нескольких гектарах, требуют постоянной заботы и внимания. Пока корень наберет силу, пройдет не менее 5-6 лет, а то и больше. Женьшень — не морковка. Требует ручного труда. Почву надо подготовить, об- работать. Грамотно определить срок по- сева, создать растению комфортный световой режим. Достаточно сказать, что плантации растений размещены под на- весами, которые специально сооружены для затенения растений. А уж потом начнется борьба с вредителями, болезнями, сорняками… И никаких механизмов капризное чудо к себе не допустит. Потому дорожат здесь трудовыми руками.
Кроме женьшеня на нескольких гектарах в хозяйстве Мешкова выращивают и другие лекарственные травы, более 150 видов. Планируют поставить на поток производство различных сборов. Первые образцы вышли в яркой упаковке с православной символикой. И это не случайно. Мешков помогает восстановить храм в центре села Павловка.
Драгоценная капля
Иван Иванович Мешков стал директором ООО ССХП «Женьшень». Под его руководством трудится пятьдесят человек. Специалисты агропредприятия разрабатывают новые технологии выращивания женьшеня. Производством заинтересовались предприятия других отраслей. И если говорят, что кашу маслом не испортишь, то почему бы не добавлять драгоценную каплю в напитки, кондитерские изделия и некоторые другие продукты? О лекарственных препаратах и лечебных бальзамах и вовсе говорить не приходится. Ради этого все и создавалось.
Главный питомец Мешкова — женьшень — находит своих пользователей по всей России. Особых доходов этот бизнес не приносит. Ведь корень зреет от шести до восьми лет. А терпеливых инвесторов по пальцам пересчитать.
Мечта о миллионе исцелённых
— Цель моей жизни — стать миллионером, — говорит Иван Иванович, — но не денег накопить. Мне важно оздоровить миллион людей, и тогда я стану самым богатым человеком, вот к этому я и стремлюсь. И поверьте, это не просто красивые слова…
Посещал Иван Иванович дальневосточную родину любимого питомца, который занесен в Красную книгу, потому что исчезает. И всего-то дикорастущего его собирают 30-50 килограммов в год. Это капля в море. Наука о растении забыта. В некоторых областях России по примеру Мешкова пытаются выращивать женьшень, но совсем немного. Невыгодно.
И везут нам из Китая все, что стоит копейки по цене и по эффективности лечения. Те же БАДЫ, чаи. И никого не информируют, на какой почве все произрастало, чем удобрялось.
Это огорчает Ивана Ивановича Мешкова, директора ОООССХП «Женьшень», кандидата сельскохозяйственных наук, заслуженного предпринимателя России, автора многочисленных научных трудов. Практика с большой буквы.